Тема урока: На каждый сезон – свой рацион
Цели урока:
- познакомить с особенностями сезонного питания для сохранения энергетического баланса в организме;
- основными особенностями функционирования организма в разные сезоны.
- Развивать потребность в сезонном питании, стремление использовать в рационе продуты своей географической зоны.
- Воспитывать культуру питания, бережное отношение к своему здоровью.
Ключевые понятия: сезон, сезонное питание, сезонные продукты, энергетический баланс.
Ход урока:
- Организационный момент:
Учитель: Доброе утро, дети! Я желаю вам радости, крепкого здоровья, приятного общения.
Давайте за руки возьмемся,
И веселее станет нам.
Ведь мы – друзья
А это значит –
Улыбки, радость дарим вам.
- Сообщение темы и задач урока.
Прочитайте выражение древнегреческого философа Сократа:
1 Мы 4 для 3 не 5 того 7 есть 2 живем 6 чтобы
8 а 9 едим 13 жить 11 того 10 для 12 чтобы
Мы живем не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить
Как вы понимаете это выражение?
Учитель: Сегодня мы будем говорить о здоровье, раскроем секреты здорового питания, поговорим о полезных и вредных продуктах, узнаем, как зависит наше питание от времени года и какие продукты должны преобладать в нашем рационе в зависимости от сезона. Мы не только будем говорить о вкусной и здоровой пище, но и сами научимся готовить вкусный витаминный салат.
Новые знания будем использовать для того, чтобы быть здоровыми, чувствовать себя бодрыми, сильными, подтянутыми и красивыми.
Итак, мы отправляемся в красивый сказочный город под названием «Здоровье». Здесь живет принцесса «Питание», доктор «Айболит», повар «Вкуснота». Они-то и помогут нам разобраться в сложных лабиринтах этого городка, узнать, как здоровье человека зависит от питания, раскроют нам секреты здорового питания. (Слайд 3)
- Актуализация опорных знаний. Повторение изученного.
Отправляясь в дорогу, нам необходимо взять багаж знаний, полученных на уроках в 3-м классе, мы вспомним все, что знаем о здоровом питании, и все накопленные знания, мы сложим в чемодан, который и возьмем с собой в дорогу.
Метод «Микрофон» (интерактивный метод):
1. Зачем мы питаемся? (Без пищи мы не можем жить и работать)
2. Какие питательные вещества попадают в наше тело с пищей? (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества)
3. Какие еще вещества необходимы человеку, чтобы быть здоровым? (Витамины необходимы для нормальной работы всех органов)
4. Что является основным источником витаминов и минералов? (Овощи и фрукты – основной источник витаминов и минералов, есть они и в животной пище)
5. Что такое энергетический баланс? ( Соответствие энергии, поступающей с пищей, и энергии, которую мы расходуем в течение суток)
Доктор Айболит:
Да, для нормального роста и развития детского организма необходимы различные продукты питания богатые витаминами и минералами. Хорошо, что вы вспомнили и другие необходимые для жизни человека вещества. Их можно поделить на 6 видов: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины.
Работа в группах:
1 группа: Назвать продукты, в которых содержится белок.
2 группа: Назвать продукты, в которых содержатся углеводы;
3 группа: Назвать продукты, в которых содержатся жиры;
Отчет групп. Самооценка. Проверка по таблице.
Ребята, вы хорошо поработали в группах, правильно определили продукты питания.
Принцесса Питание: У меня есть помощники - это витамины, они очень веселые и здоровые ребята, а еще энергичные и умные. И все, кто с ними подружатся, становятся такими же. Вы уже хорошо знаете, что витамины нужны для нормального роста и развития детского организма, а если их не хватает в организме, человек болеет. Сегодня их известно около 20, называют их очень просто – латинскими буквами.
А знаете ли вы, ребята, что существует «Фабрика витаминов»? Но на этой фабрике нет фабричных зданий, станков, машин и рабочих. Это особая замечательная фабрика – зеленая: поля и огороды, на которых растут овощи, деревья, на которых спеют вкусные фрукты.
Игра «Отгадай» ( за каждый правильный ответ -1 балл )
Красна девица.
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь) - витамин А
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
(Вишня) - витамин С
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
(Картошка) - витамин С, В
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(Капуста) - витамин С
Как на нашей грядке,
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры) - витамин С
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска) - витамин В
Маленький и горький, луку брат.
(Чеснок) - витамин В
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква) - витамин А
Подведение итогов игры. Самооценка. Подсчет баллов.
Конкурс на лучшего знатока витаминов. Выделить лишнее в каждой строке:
а) Желток, рыба, печень, апельсин (А, С) – группа витаминов «Д»
б) черный хлеб, молоко, капуста (С), грецкие орехи – группа витаминов «В»
в) морковь, персик, помидор, черная смородина (С) – группа витаминов «А»
г) земляника, сливочное масло (А), лимон, лук, петрушка, укроп – группа вит. «С».
Самым активным участникам – эмблемы «Лучший знаток витаминов»
- Изучение нового материала. Работа над темой урока.
Ребята, мы собрали целый чемодан знаний, и можем отправляться в прекрасную сказочную страну «Здоровье», где нас ждут новые знания и интересные открытия.
Первая остановка «Загадочная»
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)
2 остановка «Лирическая»
Работа в парах: Вспомнить стихотворения о временах года, выученные на уроках чтения
3 остановка «Оздоровительная» Физкультминутка
4 остановка «Познавательная»
Поэты, художники, писатели воспевали в своих произведениях красоту всех времен года, потому что каждая пора по-своему прекрасна. И человек приспосабливается к условиям жизни в разное время года. Но, еще три тысячи лет назад, восточные врачи и звездочеты заметили, что разные продукты, в зависимости от времени года, по-разному действуют на человеческий организм. В результате многовековых наблюдений древние диетологи пришли к выводу, что в каждом сезоне года активизируется деятельность какого-то конкретного органа или системы организма. Чтобы органы и весь организм работали без сбоев и с пользой, нужно, в зависимости от времени года, есть продукты определенного вида. Сторонники системы сезонного питания полагают, что нет полезной или вредной еды. Любой продукт, в зависимости от времени года, может стимулировать работу тех или иных органов или тормозить ее. Поэтому в разные времена года следует питаться по-разному. Только в этом случае пища будет приносить пользу, а не вред, являться лекарством, а не ядом. Сезонное питание направлено на поддержание энергетического баланса в организме. При таком питании в рацион включаются только свежие продукты, но, в зависимости от сезона, акцент делается на тех или иных продуктах.
Рекомендуется питаться фруктами, ягодами, орехами, зерновыми культурами, которые соответствуют определенному сезону. Особенно, это касается овощей и фруктов. Нет смысла употреблять в пищу искусственно выращенные огурцы или помидоры. Лучше в небольшом количестве употреблять те овощи, которые можно заготовить и сохранить до зимы. Необходимо употреблять яблоки, груши, капусту, свеклу, морковь, капусту. И те фрукты, которые привозят из теплых стран (апельсины, лимоны, мандарины, киви и т.д.)
Зимой согревают орехи, каши, зерновые, тушеные овощи, горячие блюда. Именно ими нужно питаться зимой. В это время организм расходует много энергии, которую необходимо пополнять.
Весна – время зелени и свежих овощей.
Лето – сезон летних фруктов и овощей. В это время рекомендуется растительно-молочная пища, которая легко усваивается организмом.
Осень – созревают осенние овощи и фрукты.
4. Закрепление изученного материала
Принцесса Питания внимательно наблюдала за вашей работой во время урока. Ей хотелось бы напомнить вам то, о чем написано в «Азбуке питания»:
Наполняй желудок свой
ты домашнею едой.
Мама знает, что сварить,
Что тебе не навредит.
А вот чипсы всухомятку,
Есть не следует, ребятки!
Это вроде вкуснота,
Но беда для живота!
А овощи и фрукты –
Полезные продукты,
Ароматны и вкусны,
Витаминами полны!
ДокторАйболит: Большое значение имеет и режим питания, т.е. регулярность питания и соблюдение правил питания.
Режим питания:
Питаться школьник должен 4-5 раз в день, в определённое время.
Завтрак должен быть достаточно плотным. Он может состоять из молока, кофе или чая, сливочного масла, творога, яиц, картофеля или каши. Завтрак повышает работоспособность.
2-й завтрак - это завтрак в школе. Желательно, чтобы он был горячим.
Обед - наиболее обильный приём пищи в течение дня. Он должен состоять из 3-х блюд.
Полдник - может состоять из кефира, молока, бутерброда.
Ужин - состоит из двух блюд:
- творог, яйцо, крупяные или мучные изделия.
- молоко, кисель
Работа в группах:
В корзинке лежат: конфеты, йогурт, лимон, яблоко, чипсы, орехи, морковь, банан, мороженое, капуста, сыр.
Учащиеся класса с помощью цветных карточек заканчивают предложение: «Эти продукты можно есть….»(«Всегда» - зеленая карточка, «иногда» – желтая карточка)
4 остановка «Полезная»
Сегодня к вам на урок пришел повар Вкуснота и хочет сообщить вам интересные факты:
Ученые определили, что за 70 лет жизни человек съедает приблизительно 8 тонн хлебобулочных изделий, 10-12 тонн картофеля, 6-7 тонн мяса и рыбы, 10-12 тысяч яиц, выпивает 10-14 л молока. На употребление пищи человек тратит 6 лет жизни.
Повар Вкуснота познакомит вас с приготовлением вкусного и полезного салата, который будет уместным на вашем столе в любое время года.
Салат «Сказка»:
Морковь тщательно вымыть, почистить, обдать кипятком, натереть на терке, перемешать с мелко нарезанным яблоком, изюмом, заправить сметаной и медом. Приятного аппетита!
- Подведение итогов урока.
Вот и закончилось наше путешествие в страну «Здоровья». Я считаю, что принцесса Питания довольна вашей работой на уроке. Все ребята работали дружно и набрали большое количество баллов. А на следующем уроке принцесса Питание откроет вам секреты питания осенью, познакомит с разнообразием осенних овощей и фруктов. Доктор Айболит познакомит вас с суточным осенним рационом, а повар Вкуснота научит готовить вкусное и полезное осеннее блюдо.
Но, готовясь к уроку, вы должны:
- вспомнить определение «рацион питания»;
- ознакомиться с осенней заготовкой овощей и фруктов на зиму;
- по желанию приготовить вместе с родителями салат «Сказка»;
|