Тема. Береги своё здоровье. Сказка К. И. Чуковского « Мойдодыр».Слушание – понимание фактического содержания сказки ( кто, что, когда, где, как ).
Цель. Закрепить знания, полученные учащимися на предыдущем уроке; познакомить со сказкой К. И. Чуковского « Мойдодыр»; развивать умения слушать и понимать содержание, речь, внимание, познавательную активность; обогащать словарный запас; формировать у детей потребность быть всегда аккуратным, следить за своим внешним видом; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес к творчеству Чуковского, любовь к русскому языку.
Оборудование. Аудиозапись сказки К. И. Чуковского « Мойдодыр», иллюстрации к сказке, посылка с предметами личной гигиены и загадками, плакат с пословицами, « Письмо ко всем детям по одному важному делу»
Ю. Тувима, сюжетные иллюстрации.
Тип урока. Комбинированный урок.
Ход урока.
I Организация класса.
Учитель
- Долгожданный дан звонок
Начинаем наш урок!
II Актуализация опорных знаний.
1Беседа
- Всем понятно, всем известно,
Что здоровым быть чудесно.
Только нужно знать,
Как здоровым стать.
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о здоровье. Что такое здоровье? Когда говорят, что человек здоров?
- Давайте вспомним, что значит вести здоровый образ жизни?
- Что вы видите на иллюстрациях? ( Иллюстрации с изображением спортивных занятий, утренней гимнастики, прогулки, купания, обеда ).
- Как нужно питаться?
- Что означает быть опрятным?
2 Работа над чистоговоркой
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Но не ныла наша Мила.
Мила – молодчина!
III Сообщение темы и задач урока.
Учитель
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о здоровье, узнаем много нового и интересного, познакомимся со сказкой Корнея Ивановича Чуковского « Мойдодыр».
IV Мотивация учебной деятельности.
Учитель
- Здоровье – самое большое богатство человека. О здоровье говорит внешний вид каждого из нас. Человеку необходимо быть здоровым чтобы жить, продуктивно работать и учиться. А для этого у него есть много помощников. И с ними мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
V Работа по теме урока.
1 Подготовка к восприятию нового материала
Учитель
- Ребята, на адрес нашего класса пришли посылка и письмо.
В конверте стихотворение Ю. Тувима « Письмо ко всем детям по одному важному делу».
- Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Всё равно, какой водою.
Кипячёной, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.
- Вот, ребята, мы и узнали, от кого пришло письмо. Автор призывает вас быть аккуратными, следить за чистотой своего тела и выражает негативное отношение к грязнулям.
2 Работа над загадками
Учитель
- Давайте теперь посмотрим, от кого пришла посылка и что в ней.
Учитель открывает посылку , достаёт лист бумаги и читает послание.
- Все Чуковского читали
И меня давно узнали.
Я – Великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр –
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Дорогие ребята!
Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки. Кто их правильно отгадает, получит подарок – отгадку к ним.
До свидания! Ваш Мойдодыр!
Учитель достаёт из ящика маленькие цветные пакетики. На них написаны загадки, а внутри лежат подарки – отгадки. Подарки получают те дети, которые дают правильный ответ.
-Гладко, пушисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было…
Что ребята? ( Мыло)
-Мыло – это вещь, без которой нельзя помыться и постирать. Мыло бывает хозяйственное, его используют для стирки и уборки помещений; туалетное – для купания и мытья рук; косметическое – для умывания и в лечебных целях.
Мыло убивает микробы. Без него гигиенические процедуры бесполезны.
- Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала. ( Зубная щётка)
-Зубную щётку придумали очень давно. Но сначала ею пользовались только богатые люди. В наши дни мы чистим зубы каждый день. А кто этого не делает – страдает от различных болезней и чаще обращается к стоматологу.
- Белый-белый порошок
Между зубов – скок-поскок.
Заблестели зубки,
Раскраснелись губки. ( Зубной порошок)
-Вместо зубного порошка раньше использовали пепел из горелых рогов оленей. А ктоне мог себе этого позволить, протирал зубы мелом. Сегодня мы имеем возможность пользоваться не только зубным порошком, а и зубной пастой на любой вкус.
- Целых 25 зубов
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. ( Расчёска)
-Расчёской люди пользуются издавна. Они бывают разных форм, их изготавливают из различных материалов. Когда мы расчёсываемся, мы не просто укладываем волосы в аккуратную причёску, но и делаем массаж головы. А от этого волосы становятся красивыми и здоровыми.
- Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. ( Носовой платок)
-Аккуратный человек всегда имеет чистый, выглаженный носовой платок и пользуется им, а не просто носит в кармане. В давние времена правилом хорошего тона считалось если джентльмен имел сразу два платка. Один использовался для протирания обуви.
- Вот и получили вы подарки от Мойдодыра. На дне посылки остался один, последний подарок. Этот подарок особый, он прислан для всех вас. Но прежде давайте сделаем зарядку.
3 Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Раз – весело шагать,
Два – руки поднимать,
Три – приседать,
Четыре – вставать,
Пять – подпрыгнуть
И опять всё сначала начинать.
4 Слушание сказки К. И. Чуковского « Мойдодыр», беседа по её содержанию
Учитель
- А теперь подарок для всех от Мойдодыра. Послушаем сказку Корнея Чуковского « Мойдодыр». Узнаем историю, которая произошла с главным героем. А чтобы прослушивание было интересным, будем рассматривать иллюстрации. ( Прослушивание сказки в аудиозаписи).
- Какие вещи убежали от мальчика?
- Почему они убежали?
- Кого позвал на помощь Мойдодыр?
- Почему мальчик вернулся домой? Чего испугался?
- Какие вещи первыми вернулись к мальчику?
- Что же сказал Мойдодыр мальчику после этого?
5 Заучивание наизусть стихотворений- обещаний Мойдодыру.
Учитель
- А теперь давайте расскажем Мойдодыру, как следят за чистотой в нашем классе. ( Учащиеся повторяют за учителем).
- Посмотрите на девочек: королевы чистоты!
А таких, как у нас, мальчиков в целом мире не найти!
- Все мы дружим с Мойдодыром,
С щёткой, гребешком и мылом!
- Называют нас аккуратными,
И здоровыми, и опрятными!
VI Итог урока.
Учитель
- Ваш друг Мойдодыр прощается с вами и говорит: « До свидания!» Он надеется, что вы всегда будете аккуратными и всегда будете следить за своим здоровьем. А я хочу подарить каждому из вас книжку-раскраску, которую вы сможете не только разукрасить, но и прочитать. Запомните простую истину – « Чисто жить – здоровым быть.»
|