Тема. Умножение пяти и деление на пять. Решение составных задач с использованием разных способов краткой записи условия задачи.(учебник «Математика» Л. П. Кочина, Н. П. Листопад).
Задачи. Рассмотреть таблицы умножения пяти и на пять и соответствующие случаи деления; закрепить умение решать составные задачи; ознакомить с разными способами краткой записи условия задачи; закрепить знания о порядке выполнения действий; развивать творческие способности учеников, логическое мышление; формировать навыки самообразовательной работы; воспитывать интерес к изучению математики
Оборудование: таблица умножения 5, справочник «Путеводитель к уроку математики», образцы краткой записи условия задачи, карточки для индивидуального опроса, «контрольные пакеты».
Тип урока: изучение новых знаний.
Вид урока: беседа, анализ конкретных ситуаций, самостоятельная работа.
Задачи: ознакомить с новыми знаниями, рассмотреть возможности применения новых знаний в учебном процессе и практических ситуациях.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать над таблицей умножения пяти и деления на пять. Закрепим умение решать составные задачи и познакомимся с разными способами краткой записи условия задачи. Будем совершенствовать навыки устного счёта, а также развивать логическое мышление и творческие способности.
2.2. Мотивация учебной деятельности.
- Сейчас мы отправляемся в путешествие в страну Математику. Когда отправляются в путь лётчики или капитаны дальнего плавания, им в пути помагает специальный прибор - новигатор. У нас на уроке будет свой помощник – «Путеводитель к уроку математики». Откройте первую страницу и прочтите первую рекомендацию.
2.3. Проверка домашнего задания (работа по карточкам у доски).
- Начнём урок с проверки домашнего задания. Два ученика получают задания, аналогичные домашнему. Выполняют их самостоятельно на доске. Так же эти ученики получают «контрольные пакеты». Это конверты, в которых находятся карточки с ответами, и ученики самостоятельно проверяют свою работу и выставляют себе оценку, пользуясь шкалой оценивания, которая записана на карточке с ответами..
2.4. Усный счёт.( тем временем с остальными учениками проводим устный счёт).
- А мы обращаемся ко второму заданию «путеводителя».
-Игра «Узнай , чей птенец» (задания на доске);
-Работа по таблице ;
-Блиц-опрос.
2.5. Проверка выполнения заданий у доски.
Работу учеников у доски проверяем всем классом. Дополнительные вопросы ставят ученики. Оценки комментирует учитель.
3. Изучение нового материала.
3.1. Минутка каллиграфии.
-Первое число, которое мы запишем - 10. Охарактеризуйте это число (двузначное, чётное, «соседи» числа 9 и 11). Запишите ещё 8 чисел, где каждое больше предыдущего на 5.
3.2. Работа над таблицей умножения 5.
- Что такое умножение?
- Замените сумму одинаковых слагаемых произведением в тех числовых выражениях, где это возможно.
5+5+5+5 5+5+4+5+5
4+4+4+4+4 6+6+6+6
-Допишите столько слагаемых, чтобы равенства были верными.
5+5+5+5+5 = 35 5+5+ = 30
5+5+5+ =25
-Можно ли эти суммы заменить произведением?
-Какое в этих выражениях одинаковое слагаемое?
-Сколько раз повторяется?
-Как можно записать данные суммы произведением?
Давайте все вместе составим таблицу умножения пяти.
3.3 Работа над таблицей умножения по третьему заданию «путеводителя».
- Эту таблицу надо запомнить, чтобы уметь решать примеры и задачи, где встречается число 5. Для более лёгкого запоминания рассмотрите закономерности умножения на 5.
3.4 Составление таблицы деления на пять.
-Какое свойство умножения используется при составлении таблицы деления?
-С какого примера целесообразно составлять таблицу умножения и деления на пять? Почему? (5∙5=25; 25:5=5)
3.5. Первичное закрепление таблиц. Решение примеров № 140 стр. 64 у доски.
- Прочитайте первое выражение 5 ∙ 6 + 40 : 5 .
- Какое действие будем выполнять последним?
- Чем выражено первое слагаемое? второе слагаемое?
-Найдите значение каждого слагаемого, а потом найдите сумму.
Аналогично разбираются остальные выражения.
Физминутка.
3.6. краткой записи условия задачи №143 стр. 65.
- Сегодня мы будем учиться кратко записывать условие задачи разными способами. Прочтите совет Мудрой Совы (стр. 65).
-Прочтите задачу № 143. Назовите основной вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на него. Рассмотрите запись краткого условия с помощью опорных слов .
-Можно записать краткое условие в виде чертежа. Чертим отрезок произвольной длины. Он обозначает количество всех брёвен. Теперь мы должны отметить часть отрезка, которая обозначит количество вывезенных брёвен. Получили краткое условие в виде чертежа.
3.7. Самостоятельное решение задачи №143 (решение по действиям или выражением на выбор учащихся)
3.8. Решение задачи №144.
-Какие опорные слова в задаче?
-Назовите основной вопрос задачи.
-Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на основной вопрос задачи?
3.9. Творческая работа над задачей №144.
-Поработайте над задачей творчески. Для этого обратитесь к памятке «путеводителя» «Творческая работа над задачами».
- Работа над задачей в парах.
3.10. Работа с геметрическим материалом.
-Найдите геометрическую фигуру, которая связана с числом пять.
-Начертите пятиугольник в тетради.
4. Итог урока.
-Чтобы подвести итог урока, обратимся к последнему заданию «путеводителя». Подготовьте ответ на любое задание «путеводителя».
5. Домашнее задание: №145, №138, табица умножения и деления на 5.
|