Тема. Повторение изученного материала. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач .
Задачи: усовершенствовать навыки решения примеров на сложение и вычита-ние в пределе 10, решения задач изученного вида; развивать навыки распозна-вания геометрических фигур, устного счёта; развивать внимание, творческие способности, интерес к изучению математики; формировать социальную и коммуникативную компетентности; воспитывать бережное отношение к животным, чувство доброты, отзывчивости.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Красная Шапочка», картинки с изобра-жением лесных жителей, индивидуальные карточки для устного счёта, запись детской песни «Красная Шапочка».
Ход урока
I Организация класса
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
А сейчас мы сядем дружно
Так как нам работать нужно.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
(Напоминание о правилах посадки по таблице «Сиди правильно»)
II Мотивация учебной деятельности
Вступительная беседа учителя
- Дети, вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправляемся в сказку. Закройте, пожалуйста, глаза. Прислушайтесь!
( Прослушивание 1 куплета ).
-Откройте глаза. В какой же мы сказке? Подскажу.
Старенькая бабушка в лесу жила
Гостинцы для неё внучка несла.
- Кто же, дети, поведёт нас к бабушке сказочным лесом? Догадались? (Ответ детей)
А в лесу вас ждут заданья
На смекалку и на знанья.
III Сообщение темы и задач урока
- Мы вместе с Красной Шапочкой встретимся с жителями леса и вместе с ни-ми выполним задачи урока:
повторим сложение и вычитание в пределе 10, будем упражняться в решении задач изученного вида, в различении геометрических фигур, выполним другие математические задания.
А чтобы с этим справиться, нужно проявить старание, смекалку, быть организо-ванными, внимательными.
IV Работа над материалом урока
Обобщение и развитие математических знаний
- Итак, отправляемся в сказочный лес с Красной Шапочкой. (Постепенно открывается занавес).
По тропинке вместе с нами
Идут числа в два ряда. (Показ)
- Посмотрите на эти ряды, сравните их. Что вы заметили?
( В первом ряду числа расположены от 1 до 10, в порядке возрастания,
во втором – от 10 до 1, в порядке убывания.)
Итог. - Молодец, правильно!
- Ой, ребята! Кто же это около пенёчка? (Ёжик)
- Он учится считать. Послушайте внимательно, как он считает.
1,2,…,5,…,3,…,8,7.
- Что вы заметили?
- Дети, Ёжик не ходит в первый класс, поэтому не умеет считать. Но он очень хочет научиться. Поможем ему правильно посчитать, покажем, чему он ещё должен научиться. Ёж будет слушать, а вы старайтесь.
Устный счёт
- Чётко называя числа, посчитать от 1 до 10.
- Чётко называя числа, посчитать в обратном порядке.
- Посчитать от 4 до 8, от 9 до 6, от 5 до 10.
- А сейчас поработаем с карточками. Ёжик будет смотреть на ваши ответы, ста-райтесь, пожалуйста.
- Покажите, какое число имеет соседей 5 и 7, 2 и 4, 7 и 9.
- А теперь будете показывать ответы примеров.
6+2 3+3 3+4 5-2 9-8 7-7
10-3 4+2 10-7 6+3 8-4 6+0
Итог.- Молодцы, старались! Показали Ежу, как надо правильно считать, ре-шать примеры.
Каллиграфическая минутка
- Теперь покажем Ёжику, как надо красиво писать. Проведём конкурс « Цифры – красавицы! ». Кто лучше напишет цифры от 1 до 10.
- Посмотрите ещё раз на образец написания. ( Внимание на таблицу )
Вместе. Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас секрет не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Итог (Отметить лучшее письмо )
- Дети, за вашу активную и старательную работу Ёж приготовил вам подарки: интересные задачи-стихотворения на развитие внимания и наблюдательности. Эту работу мы выполним в тетрадях как математический диктант. Записывать в строчку только ответы.
Математический диктант
На полянке у дубка
Ёж увидел 2 грибка,
Походил вокруг осин
И нашёл ещё один.
- Сколько ж ёж нашёл грибов?
У пенёчков 7 грибочков
И под ёлкой 3.
Сколько будет всех грибочков
Ну-ка, посмотри!
Дядя Ёжик в сад зашёл
И 7 спелых груш нашёл,
3 из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Вот вопрос для ребят:
Сколько груш у зайчат?
Повезло опять Егорке,
У реки сидел не зря:
6 карасиков в ведёрке
и 4 пескаря.
Сколько же всего друзья?
На тарелке 8 слив.
Вид их очень уж красив.
Съел 2 сливы братик Павел.
Сколько мальчик слив оставил?
- Проверим, правильно ли вы решили задачи.( Учитель читает ответы, дети зачёркивают неправильные ответы ).
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! Я желаю остальным детям, чтобы и они в следующий раз не допустили ни одной ошиб-ки.
- Дети, давайте вспомним, что несла Красная Шапочка в корзинке для своей бабушки?
- Вот и решим задачу про пирожки.
Задача
В корзине лежало 5 пирожков с вишнями, а с яблоками на 2 пирожка меньше. Сколько пирожков с яблоками лежало в корзинке? ( Краткий анализ )
(Запись решения в тетрадь с комментированием )
Дополнительный вопрос. А сколько всего пирожков лежало в корзинке?
- Дети, посмотрите, кто это сидит на ветке? ( Воробей ) Воробей хочет соста-вить задачу о друзьях-воробьях, но у него не получается. Давайте и ему помо-жем. ( Составление задачи по картинке, запись решения в тетрадь ).
- Итак, задачи решили, идём дальше. Кого же мы видим? (Медвежат) Что они делают? ( Они резвятся, отдыхают.)
- Дети, вы много трудились, устали. Вам тоже пора отдохнуть.
Физминутка « Медвежата»
- Отдохнули вы умело,
А теперь вперёд, за дело!
- Красная Шапочка ведёт нас дальше по сказочному лесу. Кто это сидит под кустиком? (Лисичка и Зайчик) Что они делают? (Решают примеры) Что-то у них не получается. Давайте им поможем.
1 вариант – Зайке 2 вариант – Лисичке
Самостоятельная работа
( На табличках с доски дети решают примеры)
6+2 9-3 4+3 7+2 6-3 9-8
8-4 2+7 8-7 9-4 3+4 2+6
( Дополнительно для сильных уч-ся в процессе решения ещё по 3 примера)
Пассивная физминутка(Мы писали…)
Проверка
- Сверьте, пожалуйста, свои ответы с ответами на табличках. ( Перевернуть об-ратной стороной с ответами) Неправильный ответ зачеркнуть, а рядом написать правильный.
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! 1 ошибку?
2 ошибки?
- Лисичка и Зайчик благодарят вас за помощь. А я желаю, чтобы в следующий раз все решали примеры без ошибок.
- Нам нужно быстрее идти, потому что Красная Шапочка может опоздать к ба-бушке. Но…посмотрите…на нашем пути Волк. Дети, в сказочном лесу Волк добрый. Он обещает не есть Красную Шапочку, если вы выполните его зада-ние. Но его задание усложнённое. Если вы подумаете, то и с этим заданием справитесь. Надо выбрать правильные знаки действий, чтобы получить верное равенство.
6…2…3=5 ( 6+2-3=5)
6…2…3=7 ( 6-2+3=7)
6…2…3=1 ( 6-2-3=1)
Итог (Молодцы!)
- Дети, Волк даёт ещё одно задание.
- В сказочном лесу сказочные деревья и животные. Они составлены из ге-ометрических фигур. Посмотрите внимательно, из каких фигур и сосчитайте, сколько их отдельно. ( На доске изображены ёлочка и зайчик)
Итог.
- Молодцы! Справились вы и с этим заданием. Волк не съест бабушку. Наша Красная Шапочка благополучно добралась до своей бабушки. А помогли ей в этом вы, дети, ваше старание, смекалка, внимание, наблюдательность, ваши знания по математике. Сегодня на уроке ваши знания помогли сказочным геро-ям. Но знания нужны не только в сказках. Где же ещё? (Ответы уч-ся)
Значит, нужно учить математику.
V Итог урока
- Какие задания вы выполняли на уроке?
- Какие сказочные герои приходили на урок?
- Вам понравилось путешествовать? Хотели бы ещё? Хорошо, но только ещё одну минутку.
- Вы уже устали. Положите головки на руки. Хорошенько закройте глазки. По-слушайте продолжение песенки. Представьте, где бы вы хотели ещё побывать и
с кем встретиться. (В это время учитель раздаёт ромашки (сувениры) каждому ученику ).
- Откройте глазки. Дети, когда люди путешествуют, отдыхают где-то, то стараются привести домой на память какой-либо сувенир. Эти ромашки дарит вам Красная Шапочка на память об интересном путешествии по сказочному лесу.